Храм Казанской иконы Божией Матери г. Тосно

Казанский Тосно

Название места, где расположен храм, произошло от названия реки Тосна, что в переводе с древнерусского языка («Тьсна») — «узкая, тесная». Первые упоминания о Тосно как об обжитом крае датируются XV веком, когда эта земля относилась к владениям Великого Новгорода. Местоположение первого поселения, которое дало начало нынешнему городу, до сих пор точно не установлено.

По тосненским землям проходил торговый путь «из варяг в греки», здесь же, в устье Тосны, по преданию, стояла дружина Александра Невского перед сражением в устье Невы в 1240 году. В ХVI веке здешнее поселение было очень маленьким, всего один-три двора. В ХVII веке оно насчитывало всего семь дворов. Основными занятиями местных жителей было земледелие, охота и рыболовство.

В долгий период шведского владычества, когда коренное население подалось в глубь России, здешние земли опустели. По Столбовскому мирному договору 1617 года по реке Тосна прошла граница между Швецией и Россией, но торговый путь не был возобновлен, наоборот, купцам России и Швеции воспрещался «транзит» через земли только что примирившихся стран-соперников. Еще через 100 лет, в ходе Северной войны (1700–1721) тосненские земли были освобождены от власти шведов, а основанная Петром I крепость Санкт- Петербурх (впоследствии — Петропавловская) должна была защитить их от новых посягательств.

Дальнейшая история Тосно неразрывно связана со строительством главной дороги России, соединившей в первой половине XVIII века две столицы. В 1714 году для отдыха проезжающих по большой дороге основали Тосненскую ямскую слободу. Ямская станция и стала колыбелью будущего города.

Постепенно она преобразилась, появилось множество построек, два храма, почта, путевой дворец для императорских особ. В это время Тосно заселили русские люди (в документах той эпохи фигурируют исключительно русские фамилии), переселившиеся сюда по указу Петра I из Нижнего Новгорода и Казани. Они сразу же образовали здесь православную русскую общину и начали строить церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Деревянный храм возвели удивительно быстро — менее чем за полгода, и освятили уже в первой половине 1715 года. Выбор иконы, в честь которой освятили храм, не был случайным. Наступила эпоха больших исторических перемен, связанных с деятельностью Петра I. Император был верующим человеком, и Казанская икона Божией Матери сопровождала его как в мирной жизни, так и в военных походах. Именно она вдохновляла Петра на победу в Полтавском сражении. Поэтому неудивительно, что и на отвоеванных у шведов северо-западных землях строились храмы в честь Казанской иконы Божией Матери, которая с давних времен почиталась защитницей русских земель. Такие церкви появились и в новой столице — Санкт-Петербурге, и в прилегающих окраинных землях России.

Дорога, возле которой возвели Казанский храм, становилась все более оживленной транспортной артерией. Со временем ее сделали более удобной: сначала она была бревенчатой, а в начале XIX века дорогу реконструировали, и по ней стал ходить новый вид транспорта — дилижанс.

Построенный у оживленного московского тракта храм сразу стал играть заметную роль в жизни почтовой станции. По свидетельству местных историков, духовная жизнь поселения всячески поддерживалась усилиями православной общины. Они касались самых разных сторон жизни: обучения детей, нравственного воспитания молодежи, хлопот об одиноких стариках и сиротах, оказания медицинской помощи и даже содействия в тушении пожаров, что в то время тоже было важно.

Возле храма появилось кладбище, где поначалу хоронили умерших ямщиков. Но история донесла до нас разные имена, связанные с Казанской церковью в Тосно, среди них — имя Николая Васильевича Верещагина, известного в свое время математика, первого русского преподавателя аналитической геометрии в стране, человека разносторонних знаний и большого педагогического таланта, который был призван Екатериной II в наставники венценосного наследника — будущего императора России Александра I. Императрица и подарила ученому в вечное и наследственное владение деревню Ушаки с 1000 душ крестьян — за заслуги в воспитании наследников; причем заслуги эти были настолько неоспоримы, что Павел I не подверг Николая Васильевича опале, но наградил («за Александра») орденом св. Анны. Верещагин не один год был прихожанином этого храма: в Ушаках, на покое, он написал трехтомный учебник «Математические предложения об употреблении алгебры во всех частях прямолинейной геометрии, логарифмах, тригонометрии плоской и сферической», по которому, как говорят специалисты, можно учиться и сегодня. Н.В. Верещагин нашел свое упокоение на кладбище Казанской церкви, которое теперь находится в запустении.

Следующая страница истории храма началась с пожара, который уничтожил его здание. В 1735 году стараниями ямщика Константина Панова храм был отстроен заново, но в версте от первоначального места. Причина переноса проста — рядом река Тосна, которая весной заливала прежнее не очень высокое место. Освятили храм 20 июня 1735 года. Он имел боковой придел во имя святителя Николая Чудотворца. Позже, в начале XIX века, церковь опять горела, вновь была восстановлена и дополнена колокольней (к сожалению, до нашего времени не сохранившейся).

В 1843 году началось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой (северный ее участок Петербург — Бологое), которым руководил инженер-строитель П.П. Мельников. В 1847 году построили первую очередь — от Петербурга до Колпино. Спустя два года поезда ходили уже через Тосно и Любань до Чудово. Транспортные артерии, проходящие через Тосно, способствовали развитию торговли и разработке природных богатств края — леса, торфа, извести, глины. Обслуживание железной дороги и извоз давали населению устойчивый заработок.

Постепенно вблизи железной дороги стали развиваться дачные поселки, где селились выдающиеся писатели, художники, поэты и государственных деятели, имена которых составили славу России. Загородные дачи, родовые поместья и имения — архитектурные памятники известных мастеров русского зодчества — и сегодня занимают особое место на тосненской земле.

В течение двух столетий Казанская церковь была единственной, но очень живой и деятельной духовной осью Тосненского поселения. При храме расцвела благотворительность: в 1869 году, в праздник Сретения Господня, маститые и обеспеченные прихожане учредили приходское Попечительство. Как было сказано в первом отчете, оно возникло «при благословении Божием и доброхотных подаяниях».

Попечительство создали для сбора средств на нужды самой церкви и «благотворительные действия в приходе». Но уже в первый год своего существования, который пришелся на голодное время в силу засухи 1868 года, Попечительство направило свои средства на помощь терпящим вопиющую нужду селянам. «Доброе сердце общественников», как сказано в отчете о работе Попечительства за 1869 год, не оставило без куска хлеба 23 семьи числом 64 человека, протянув руку помощи «преимущественно вдовам, с их малолетними семействами, и престарелым, не имеющим опоры в детях».

В том же году «Попечительство обратило внимание на приискание приюта для больных». В то время в слободе Ям-Тосно не было больницы, не имелось даже постоянной фельдшерской помощи. «Между тем, — сообщается в отчете Попечительства, — слобода Тосно, будучи расположена на Московском шоссе, недалеко от железной дороги, по многочисленному населению жителей и остановке прохожих, часто страдает от наносных болезней…» Это обстоятельство побудило сердобольных тосненских прихожан приобрести помещение для больных — половину каменного двухэтажного дома с отдельным входом. Здесь и была устроена первая тосненская больница.

Попечительство покрыло своей заботой и приходское училище, основанное еще в 1840 году. С 1868 года училище перестало получать казенное вспомоществование и было оставлено «на собственное иждивение сельского общества». Теперь без приходского Попечительства не обходилось в Тосно и дело детского образования.

Попечительство приняло ряд мер по улучшению нравственной атмосферы в слободе, особенно среди молодежи. Со временем здесь создали и богадельню для одиноких престарелых. Нередко помогали милосердные люди тосненским погорельцам. Благодетели принимали на себя и заботы о погребении неимущих. Много и других полезных дел — больших и малых — совершало Попечительство.

Изначально оно состояло из 35 членов, которые делились «на непременных и почетных». Последние имели право бывать на собраниях лишь от случая к случаю — как люди деловые, а потому особенно занятые. Среди них в разное время значатся и крупный экономический деятель России В.А. Кокорев, и уроженец здешних мест профессор античной филологии и истории Киевского университета П.И. Аландский, местные купцы и лесопромышленники, чиновники и владельцы расположенных неподалеку усадеб. Попечительство «не устанавливало для своих членов обязательных взносов, не желая этим стеснять их». «Самый предмет жертвы, — пишется в документе тех лет, — зависел от воли благотворителя».

В начале XX века храм перестроили и расширили по проекту епархиального архитектора Николая Никитича Никонова. В связи с особенностями географического положения храма местоположение алтаря было смещено на юг. Примерно в это же время к храму приписали Спасо-Преображенскую церковь при детском приюте и три часовни.

Внешний вид храма в начале ХХ века

Незадолго до революции 1917 года храм Казанской иконы Божией Матери отреставрировал архитектор А.Г. Успенский, сын известного писателя XIX века Глеба Успенского. Сохранившиеся фотографии того времени говорят о несомненных архитектурных достоинствах церковного здания. Каменная Казанская церковь была красивейшим зданием поселения и главной архитектурной доминантой Тосно.

Наступившее с приходом большевиков лихолетье перечеркнуло благополучную страницу и в истории тосненского храма. Его постигла печальная участь многих православных церквей: храм закрыли, церковные ценности разграбили, участь священников была предрешена. Настоятелем храма с 1930 года и до его закрытия в 1936 году был священник Александр Иоаннович Степанов, который не смог пережить всего ужаса наступившего времени и скончался через полгода после того, как храм закрыли. Еще двоих священнослужителей советская власть просто расстреляла.

Само поселение Тосно в это время стало районным центром Ленинградской области. 20 августа 1935 года указом Президиума ВЦИК Тосно преобразовали в рабочий поселок. Вокруг храма посадили тополя, чтобы тосненцы о нем лишний раз не вспоминали. Это губительно сказывалось на самом здании храма: его стала разрушать сырость. До войны здесь находились различные советские учреждения, а перед самой войной, в 1941 году, атеисты устроили в здании храма, где со стен смотрели лики святых, костюмированный бал.

Когда фашисты блокировали Ленинград, Тосно оказалось в зоне оккупации, продолжавшейся около трех лет. Боевые действия на территории поселка не велись, он пострадал в основном от воздушных налетов. Но для храма эти времена оказались лучше советских: службы в нем периодически проводились. Одновременно в храме был открыт госпиталь для раненых солдат вермахта. Здесь же рядом, на кладбище, оккупанты хоронили своих умерших. Богослужения в эти годы совершались и в кладбищенской часовне.

После оккупации поселок стал быстро оживать и разрастаться. Появился авторемонтный завод, началось строительство завода «Стройдеталь». Однако послабление военных времен в отношении Церкви сменилось жесткой политикой уничтожения всего, что связано с религией. Уже в 1944 году здание отобрали у верующих и отдали местным властям. В 1947 году опять возобновили службы, но в 50-х годах прошлого столетия здание передали советским властям. В хрущевское время, в 1962 году, церковь окончательно перестроили под нужды советской власти и открыли в нем Дом культуры, уничтожив все, что напоминало о храме. Колокольню разрушили, алтарную часть храма превратили в сцену. Казалось, история этой старинной церкви завершилась.

В это время изменился и статус рабочего поселка: указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февраля 1963 года Тосно преобразовали в город областного подчинения.

Сегодня Тосно — административный центр Тосненского района Ленинградской области. Город расположен в 53 км от Санкт-Петербурга и является его городом-спутником. Население насчитывает 37 600 человек. Выгодное географическое положение и разумная политика местных властей сделали Тосно местом, привлекательным для инвестиций. В городе действуют три предприятия со 100% иностранным капиталом: заводы «Тосно-Эра» немецкой компании «Henkel», «Caterpillar» шведской компании «Swegon» и сантехники испанской компании «Roca Group». Работают и другие промышленные предприятия, среди которых — завод полимерных изделий компании «Леноблгаз», завод «Тепловое оборудование», завод «Стройдеталь». Культурная жизнь Тосно оживилась в 90-е годы: в 1995-м открыли Тосненскую картинную галерею, а в 1998-м — Историко-краеведческий музей.

Начало возрождению православной жизни города было положено 4 ноября 2006 года. В день празднования Казанской иконы Божией Матери впервые за многие десятилетия по центральной улице Тосно прошел собравший около 300 человек крестный ход. Он начался после праздничного богослужения у загородной кладбищенской церквушки и прошел к зданию старинного храма, в котором в то время еще размещался Дом культуры.

Всю дорогу верующие пели Богородичные песнопения. Многие тосненцы присоединялись к ним по пути, оставляя на время обыденные дела, а водители встречных машин притормаживали и крестились на святыни. При слиянии Смоляного ручья с Тосной православные обошли вокруг здания бывшего храма. Здесь же совершили молебен и отслужили краткую заупокойную литию обо всех, кто положил основание городу, кто строил и его, и храм, жил в Тосненском Яме, служил в тосненской церкви, упокоившись в свой час на старом кладбище у церковных стен. Теперь крестные ходы проходят в Тосно 21 июля и 4 ноября — в дни престольных праздников Казанского храма.

А первую Божественную литургию отслужили только 22 марта 2008 года — в здании, занятом еще Домом культуры. Администрация города пошла навстречу пожеланиям верующих и приняла решение о выделении в ДК площади для богослужений до окончательной передачи здания.

 

Ни бедность убранства, ни металлическая преграда вместо иконостаса, ни отсутствие огней в лампадах (в целях противопожарной безопасности разрешили возжигать только свечи) не умалили духовной радости тех, кто участвовал в первой за 72 года Литургии на этом историческом месте. Среди молящихся были и люди преклонного возраста, которые помнили разоренный храм в его былой красе. Многие молились со слезами на глазах. «Мы, участники Литургии, испытали неподдельное соборное чувство единения не только между собой, но и с теми, кто строил этот храм, кто служил в нем и молился, кто благотворил и жертвовал на его нужды, кто здесь был крещен, обвенчан на семейную жизнь и в свой час, при исходе в жизнь вечную, отпет…» — писала об этом событии местный историк-краевед Татьяна Шорохова.

Чтобы уладить все формальности, понадобилось еще полтора года. Храм возвращали тосненцам по крохам, по комнатке бывшего Дома культуры, но сразу же, словно в воспоминание о былом деятельном Попечительстве, в нем заработала воскресная школа для детей и взрослых. Постепенно в лоно Церкви было возвращено все здание — вернее, то, что от него осталось.

День официальной передачи здания Казанской церкви Русской Православной Церкви — 26 сентября 2009 года, но фактически храм начал новый отсчет времени с декабря 2009 года: службы стали проходить регулярно, началось воссоздание внутреннего убранства.

Восстанавливать святыню помогают и местные прихожане, и известные люди. Очень много сделала для храма его прихожанка, местный историк и поэтесса Татьяна Шорохова, приложившая немало усилий для того, чтобы как можно больше людей узнали об истории края и об этом старинном храме. А всемирно известная оперная певица Елена Образцова, узнав о нуждах тосненской Казанской церкви, дала в 2009 году благотворительный концерт. Средства от него пошли на приобретение колоколов, на которых Приходской совет решил высечь имя певицы. И ныне над Тосно поют колокола Казанского храма.

Конечно, не обходится и без искушений. В мае 2012 года злоумышленник украл из храма четыре иконы XVIII и XIX веков, и они до сих пор не найдены. Это испытание только закалило прихожан и настоятеля храма отца Михаила Бреславского. Прихожане горят желанием вернуть тосненцам это святое место во всем его благолепии и деятельном присутствии в жизни края, но одной из причин, которая останавливает все, является недостаток средств. Возможности нынешних прихожан и благотворителей пока не идут в сравнение с прежним Попечительством, но надежда частично восстановить один из старейших храмов нашего края в честь Казанской иконы Божией Матери к его 300-летию все же есть. Бог в помощь всякому, кто пожелает разделить с тосненцами эти труды и заботы!

Ирина Сметанина.

Настоятель храма — прот. Михаил Бреславский

Адрес: 187002, Ленинградская обл., г. Тосно, пр. Ленина, д. 64

Просмотры (975)